Консультации
для родителей
детей
среднего дошкольного возраста
«Игрушка для
пятилеток»
Давайте вспомним наше детство. Что сразу
приходит на ум? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла,
зайчик и т. д. – у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей
ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка
обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не
менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя
более грамотного и весёлого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек,
по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно.
К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка
начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок
начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте
ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный
материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные
технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому
признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними
связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным
видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к
моделированию, конструированию, т.е. к тем играм, которые позволяют ему
что-нибудь смастерить своими руками.
Все вышеперечисленные игрушки можно
отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены
фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но
существует ещё одна, не менее важная группа - предметы-заместители. Она
включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее -
мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и
творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или
палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.
Введение этих предметов целесообразно с
2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а
предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально
существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме
того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения
воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!). Вы скажете:
«Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая
семья может их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить
правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не
купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно
сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и
ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию - и у вас всё
получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную
кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков
пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и
головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это
экономия бюджета, а с другой - хорошая возможность сплочения семьи.
Хотелось бы остановиться ещё на одном
моменте - выборе игрушек. Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку,
руководствуйтесь 4-мя правилами.
Игрушка должна быть:
1. Безопасной (просмотрите
качество материала, из которого она сделана;)
2. Эстетичной на вид;
3. Соответствовать возрасту;
4. Многофункциональной (чем больше
действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше).
В заключении необходимо напомнить вам,
дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить
живого общения с любимыми папой и мамой!
«Дошкольник и компьютер»
Современные дети очень много общаются с
телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением
книг, то современное получает информацию через видеоряд.
На экране дисплея оживают любые фантазии
ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира,
цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на
реальный, но и отличающийся от него.
Компьютерные игры составлены так, чтобы
ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но
получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах.
Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как
обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают
формироваться с 6-7 лет.
Одна из важнейших функций компьютерных игр
– обучающая.
Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по
сравнению с живым учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать,
что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных
вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются,
становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие
реальные предметы.
Почти все родители знают, как трудно
бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с
удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на
компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для
детей как любая новая игрушка.
Итак, компьютер развивает множество
интеллектуальных навыков.
Но есть одно "но".
Нельзя забывать о золотой середине, о
норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах.
Нужно понять, что компьютер - это не
волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и
развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения,
терпения и заботы со стороны взрослых.
Существуют определенные ограничения по
времени.
Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть
перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время
ежедневной игры до получаса. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети,
которые перешли грань разумного в общении с компьютером.
Чрезмерное общение с компьютером может не
только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его
психическом здоровье.
При всем преимуществе компьютерных игр они
все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего
общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет
им психоэмоциональное напряжение, ставит их в состояние стресса, и тогда на смену
ему приходит псевдообщение.
Компьютер дает возможность перенестись в
другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть.
В тоже время ребенок все больше отвергает
реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в
себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка
подобие психологической зависимости от компьютера.
В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только
вспомогательную роль.
Как определить момент наступления утомления
у детей при работе на компьютере?
При диагностике состояния детей следует
ориентироваться на следующие 4 группы критериев утомления:
1. Потеря контроля над собой: ребенок
трогает лицо, сосет палец, гримасничает, трясет ногами, кричит и т. п.
2. Потеря интереса к работе с ПЭВМ: частые отвлечения, разговоры, переключение
внимания на другие предметы, отказ от продолжения работы.
3. Полное утомление: склонение туловища на бок, на спинку стула, задирание ног
с упором коленей в край стола и т. д.
4. Нервно-эмоциональные реакции: крик, подпрыгивания, пританцовывание,
истерический смех и др.
Этот метод наблюдения позволяет выявить
индивидуальные сроки наступления утомления для каждого ребенка в зависимости от
его состояния здоровья, самочувствия, индивидуально-типологических особенностей
нервной системы, качества компьютера, компьютерной программы и других факторов.
«Роль сюжетно
– ролевой игры в развитии детей
дошкольного
возраста»
Дошкольное детство – самый важный период
становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям,
к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается
характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного
возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его
внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра
– это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения
общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности
ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые
подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи
считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности
дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми - это творческие или
сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят
вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает
чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и
поступки своих товарищей свои собственные.
Основными особенностями сюжетно – ролевой
игры являются:
1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребёнка и
воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется.
Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где
подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
Осваивая в игре правила ролевого
поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети
осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к
событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное
отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в
обществе.
2. Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно –
ролевой игре. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых,
самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает
своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой,
вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он
это может сделать, - это пойти в школу.
3. В сюжетно – ролевой игре идёт
эмоциональное развитие. Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни
ему ещё недоступны. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи
дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по –
правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не
притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно
озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.
С усложнением игры и игрового замысла
чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет
переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает
космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом
возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и
гордость, когда оно успешно выполнено.
Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств,
в ней формируется эмоциональный мир малыша.
4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит
развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным
развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста
возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у
них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие
чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают
их воображением. Некоторые игры («в моряков», «лётчиков», «космонавтов»)
продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При этом наблюдается не
повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение
задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся
целенаправленными. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в
содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.
Для осуществления замысла сюжетно –
ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему
действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных
игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми
признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к
предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
5. Развитие речи. В создании образа особенно велика роль
слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания
партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности,
способности комбинирования связаны с развитием речи, со все возрастающей
способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует
двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и
активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития
речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с
помощью слова.
Таким образом, следует помнить, что
сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного
возраста.
«Как провести выходной день с ребенком»
В каждой семье по-своему принято проводить
выходные дни. Но в большинстве случаев, это выглядит так: мама с папой заняты
своими делами, дети смотрят мультики или сидят за компьютером. Это не только
плохо отражается на здоровье дошкольников, но и оказывает отрицательное
воздействие на детско-родительские отношения, между родителями и детьми
теряется нить дружбы и доверия. На этапе когда дети еще малы, это не так
страшно, а вот когда настанет подростковый период, родители начнут пожинать
свои плоды.
А ведь выходные можно проводить весело и с
пользой для всей семьи. Совместное времяпрепровождение сплачивает семью, а так
же дает понять ребенку, насколько он важен для мамы и папы. Но, не стоит
забывать о режиме ребенка, ведь после выходных наступят будни и ребенок пойдет
в дошкольное учреждение, где ему будет проще адаптироваться к новой «рабочей
неделе», если домашний режим совпадает с детсадовским.
В любую погоду и при любом финансовом
состоянии можно интересно проводить время со своей семьёй.
Это могут быть вылазки на природу: просто
прогулки по парку или же можно отправиться в поход, благо в нашей области
достаточно достопримечательностей и памятников природы. Интересны будут
прогулки по лесу за грибами или же просто полюбоваться природой и подышать
воздухом. Осенью очень весело собирать необычные листочки, затем собрав их в
гербарий. В любое время года можно отправиться всей семье на увлекательную
рыбалку, даже если, вам не повезет с уловом, заряд бодрости и хорошего
настроения вам будет обеспечен. Особенно, рыбалка, поспособствует укреплению
отношений папа-сын. Мама же, в это время, может с дочкой рисовать пейзажи,
которые будут вокруг или готовить стол к семейному пикнику. Возможно, кого-то
привлекает спортивный отдых: бадминтон, футбол, волейбол… это можно осуществить
на детской площадке. Или же можно устраивать семейные спортивные соревнования с
другими семьями. Это будет не только способствовать укреплению здоровья
ребенка, укреплению детско-родительских отношений, но так же благоприятно
скажется на умении ребенка общаться с взрослыми и сверстниками. Можно
отправиться в путешествие на велосипедах, сейчас большой выбор детских сидений,
которые крепятся на взрослый велосипед. В зимнее время года, объединит семью постройка
снежных замков или катание с горки, которая предварительно будет построена
совместно с ребенком. Кататься на коньках, теперь возможно не только зимой, но
и летом, благодаря крытым каткам, которые есть практически в любом крупном
городе.
Если семья предпочитает культурный отдых,
можно сходить в музей, на выставку, в театр, кино или зоопарк. Там ребенок
получит не только положительные эмоции, но и новые знания.
Если за окном погода совсем не радует
можно ограничиться домом. Но не просто сидеть у телевизора, а организовать
семейный обед, можно пригласить гостей. Семейные обеды, особенно если за ними
обсуждать дела каждого члена семьи, их проблемы и радости, так же благоприятно
сказывается на укреплении семейных отношений. После обеда можно поставить спектакль,
или просто почитать детям интересную книгу или поиграть в настольные игры.
Так же в каждом районе города, сейчас
открыто множество центров развлечений, где можно совместить приятное с
полезным, отдохнуть всей семьей и совершить необходимые покупки.
Любое своё приключение, не забывайте
фотографировать. Как-нибудь, вечером будет приятно посидеть в кругу семьи и
вспомнить о весело проведенном времени.
Уважаемые родители, помните: то, к чему вы
приучите ребенка с ранних лет, так и останется с ним на всю жизнь и возможно,
потом он будет так же проводить время со своими детьми.
Гасилина К.М.
Комментариев нет:
Отправить комментарий